Православный календарь

Радио "ВЕРА"

Радио "ВЕРА" - это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры


Слушать онлайн

*** ПОМОЩЬ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА *** ПОСТРОИМ ХРАМ ВМЕСТЕ ***

Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы.

Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы.

Сегодня и накануне в нашем храме были отслужены Божественные Литургии, Святых Христовых Таин причастилось 42 прихожанина сегодня и 39 прихожанина вчера. Вчера с именинами и днём Рождения были поздравлены наши маленькие прихожане Архип и Павел.

Основным событием в жизни нашего прихода стало прибытие долгожданного киота для киота храмовой иконы Божией Матери "Воспитание", в пятницу 18 сентября после обеда киот был привезен собран и к началу вечернего богослужения уже украсил храм. От лица всех прихожан и от себя лично, благодарим о.Дионисия Солякова(Ряжская епархия), который изготовил для нашего храма Распятие, выносной Крест-блюдо и теперь киот. 

В 14-30 пройдут занятия по изучению церковно-славянского языка, а в 16-00 Всенощное бдение праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Проповедь митрополита Владимира (Сабодан).

Царство Небесное подобно человеку, который, отправляясь в чужую страну, "призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился" (Мф.25,14-15).

Что такое таланты, о которых говорится в притче? Следует ли понимать под ними те дары, которыми Господь не равным образом наделяет каждого человека, например, здоровье, способности, материальное благосостояние, удачу и т.д.? Или же надо думать, что здесь идет речь только о духовных дарованиях? Здесь нужно разуметь и то и другое, так как одно не должно исключать другого. Притча Христова касается и физической и нравственной природы. В этой притче идет речь и о неравенстве даров, и о той деятельности, какой требует от нас Господь, и об отчете, который мы должны будем когда-то дать Ему.

Господь говорит ясно, что "господин дал одному пять талантов, другому два, а третьему один". То же самое говорит нам окружающий нас естественный мир: полного равенства нет в природе, потому что оно выглядело бы скучно и даже безобразно. В делах рук Божиих нет однообразия. Если сравнивать между собою множество листьев одного дуба, то не найдется среди них и двух, которые были бы тождественны и которые бы имели одинаковые разветвления главных нервов. И между людьми Бог установил необходимое различие, обусловливающее отношения между ними: у другого я могу найти то, чего мне недостает; на меня должен надеяться тот, кто чем-то наделен меньше меня.

Чем же руководствовался господин при раздаче даров? На это Христос отвечает: "... каждому по его силам" (Мф.25,15). Здесь речь идет о силах нравственных, о нашей способности нести то или иное бремя.

"Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего" (Мф.25,16-18).

Господин отправился, и мы видим рабов его за работой. Евангелие обнимает все стороны жизни человеческой, отвечает на все стремления человеческой природы. Оно благословляет труд, семейный очаг и т. д., но оно также говорит человеку, что он, будучи обладателем и хозяином земли, в то же время есть сын неба. Он должен знать, что за деятельностью шести дней следует день седьмой, день отдыха и молитвы.

Каково же свойство той работы, той деятельности двух верных рабов, посредством которой таланты умножаются в их руках? Церковь под талантами понимает те блага, чисто духовные, которые Спаситель, Глава Церкви, раздает всем ее членам, но не поровну, наделяя, например, апостола Павла быстрым и смелым умом и даром проповедничества; Петра—пламенной верой и решительностью характера; Иоанна—тонким и глубоким созерцанием. По такому толкованию многие отцы Церкви заключали, что неверный раб был Иуда Искариот, завидующий превосходству других апостолов и прячущий свой талант в неблагодарной и суровой почве озлобленного и возмущенного сердца.

Однако же, несмотря на такое объяснение, притча имеет более широкий смысл. Таланты означают все дары, которые мы получаем от Бога: дары духовные и дары физические; блага вечные и временные. Все они могут быть освящены, все могут быть принесены Богу, все могут умножаться в руках христианина. Ясно, что Христос не хотел учить Своих учеников тому, как нажить состояние посредством бережливости или предприимчивости, но очевидно также и то, что, говоря о талантах, которые надо умножать, Спаситель не хотел исключить никакого свойства души—ни способности, ни дара природы, ни области земной деятельности, среди которых вращается человек. В глазах Божиих все может и должно сделаться святым, и вот, поняв смысл речей Учителя, святой апостол Павел пишет: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1 Кор.10,31).

Всецело основать жизнь на этом правиле и все свои действия посвятить Богу—вот нравственный идеал, к которому должно стремиться. К сожалению, мы далеки от этого идеала. Большинство из нас живет двумя жизнями, которые идут рука об руку, но не соединяются. Одна жизнь принадлежит Богу, другая миру. С одной стороны—святые чувства, с другой—безумные мечтания испорченного сердца; с одной стороны—высшие стремления, с другой—беспорядочные увлечения и постыдные падения. Сегодня мы приносим покаяние, а завтра забываем о нем, сегодня даем милостыню, а завтра мечтаем о неправедном приобретении, стараясь ничего не потерять в собственных удовольствиях и удобствах жизни. Такого рода жизнь не может быть похожей на жизнь верных рабов, о которых говорит притча. Такие дела никогда не будут похожи на таланты, умноженные в их руках. Что придает цену каждому делу?—Чувство любви, которое его внушает. Что нужно, чтобы Господь принял от нас какое-нибудь дело?—Та же любовь. Где этой любви нет, там не будет ценным дело в глазах Божиих.

Самое главное и необходимое в деятельности благих и верных рабов—это отдание своего сердца Богу таким образом, чтобы, куда бы мы не пошли, в каком бы кругу ни вращались, мы всюду служили Богу.

Ничто не исключено из жизни человека, ничто, кроме греха. Стоит только употребить на служение Господу все наши способности и все наши силы—и тогда мы поистине умножим полученные от Него таланты.

"По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета" (Мф.25,19). День отчета может замедлить своим приходом, господин может отсутствовать очень долго, даже само имя его может быть предано забвению, а существование—сомнению, и само место, куда неверный раб зарыл свой талант, может порасти травой. Но господин непременно придет и потребует отчета.

Жизненный опыт склоняет большинство людей скептически относиться к этой истине. Вспомним свое детство, когда ложь в первый раз сорвалась с наших уст или когда мы умышленно сделали что-нибудь дурное. Вспомним смущение совести. Нам казалось, что взоры всех читают то, что делается в нашей душе, что земля должна разверзнуться под нашими ногами, и если мы слышали в такой момент раскаты грома, то нам казалось, что они возвещают справедливый суд. Но земля не разверзлась, гром не убил нас, никто не узнал нашей вины—и наша совесть скоро успокоилась. "Не скоро,—говорит Премудрый,—совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло" (Еккл.8,11). Наше сердце скорее слушается голоса мира, который говорит о том, что налицо, сейчас, перед нашими глазами, чем Божественного голоса, говорящего о том, что должно быть, что совершится. Ослепленные, мы заключаем, что день Второго пришествия, может быть, не наступит никогда.

Но это ослепление, ложно именуемое житейской мудростью, не спасает положения, не перечеркивает реальности и действительности, о которой говорит сегодня Евангелие: "Приходит господин рабов тех и требует у них отчета" (Мф.25,19).

Есть человеческое правосудие, и, несмотря на все его недостатки и слабости, оно почти всегда настигает виновного. И тем более есть Божественное Правосудие; оно неизбежно, и не в нашей власти избежать Того, Кто читает в наших мыслях и сердцах самое сокровенное.

Три раба являются по очереди и рассказывают, что они делали. Иисус Христос обвиняет в неверности и лености того из трех рабов, который получил меньше всех, но больше всех навлек на себя праведный гнев господина своего.

Возникает вопрос: почему же Иисус Христос указывает на то, что этот раб один здесь виноват, один справедливо наказан, тогда как безграничную похвалу получают те, которым было дано много и которые, как бы только по этой причине, остались Ему верными? Парадоксально звучит выражение Евангелия: вместо "ибо всякому неимущему дано будет"—"ибо всякому имеющему дастся и приумножится" (Мф.25,29). Но не из уст ли Спасителя слышатся слова: "И от всякого, кому дано много, много и взыщется" (Лк. 12,48).

Из уст Спасителя раздаются слова: "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение" (Лк.6,24). Но Спаситель знал также, что в другой среде, среди неимущих, возникнут другие плоды зла: зависть, недоброжелательство, неблагодарность, злоба, уныние, ропот, отчаяние и даже богохульство. Все эти пороки Он и показывает нам действующими в душе раба неверного, ленивого и возмущенного.

Раб, получивший один талант, это не только бедные. Если допустить это, можно исказить смысл притчи. Таланты, как мы уже сказали, это не одни материальные блага, хотя мы и привыкли понимать их в этом смысле. Таланты—это все те дары, которыми Господь наделяет человека. Раб, получивший только один талант, является представителем всех тех, которые получили мало в области воспитания или общественного положения, которые получили мало способностей физических или умственных и вообще временных средств, короче, людей посредственных. Но и посредственность имеет свои искушения. Дух возмущения и зависти у посредственных так же противен и гибелен для души, как дух презрения и гордости у тех, кому дано много.

Раб, получивший один талант, видит тех, кому его господин дал в два и в пять раз больше, чем ему. От него ускользают те разумные основания, которыми руководствовался при этом господин. Он не хочет слышать голоса благоразумия и не думает о том, как велика ответственность тех, которые получили больше; не спрашивает себя, будет ли он в состоянии нести эту обязанность и не будет ли он раздавлен под тяжестью того бремени, которого домогается. Он не думает о том, что господин любит его так же, как и других. Одна мысль преследует его: он видит тех, которые отличаются от него, которых называют любимцами его господина, их счастье служит для него обидой, их величие кажется ему личным оскорблением. Им овладела зависть.

То, что он получил, послужило бы в руках другого исходным пунктом для великой будущности, так как на один талант возможно приобрести два, а на эти два— другие два и т.д. Господь не только не полагает предела в делании, не ограничивает развитие дара, но всем открывает обширный и прямой путь бесконечного совершенствования. Но получивший один талант видит только то, чем обладают другие, и ему кажется, что он ничего не получил. По его мнению, господин забыл его, он жестокий человек, он жнет там, где не сеял, и собирает там, где не расточал (Мф.25,24).

Вместе с неблагодарностью идет нерадение о долге, пренебрежение к полученному дару, отвращение к труду и другие пороки, которые изображает Евангелие в различных притчах.

За бездействием нечестие начинает богохульствовать: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий» (Мф.25,24). Сердце каждого виновного, который оправдывается в своих ошибках, говорит: Бог послал мне непосильное искушение. Вспомним для примера оправдание согрешившего Адама (Быт.3,12) или Каина (Быт.4,9).

Мы часто забываем то, что получили, думая только о том, чем другие обладают. Зависть—родник ненависти, она отравляет жизнь вообще и сердце самого завидующего в частности, не давая ему всецело наслаждаться и тем, чем он наделен.

Рабы, получившие от господина больше, и рабы, получившие меньше, являются предметом одной и той же любви и предназначаются к той же вечной славе. "Так будут последние первыми, и первые последними" (Мф.20,16).

Сколько талантов получила евангельская вдовица, положившая от скудости своей самое ценное сокровище, которое когда-либо прославляло Бога и обогащало Церковь (Лк.21,1-3), сколько талантов получила жена, когда возлила на ноги Христа драгоценное миро (Ин. 12,3)? Сколькими талантами обладали апостолы, когда Петр, остановившись перед несчастным калекой в Иерусалиме, сказал: "Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи" (Деян.3,6)? Сколько талантов было у святого апостола Павла, когда он писал Коринфянам: "Мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем" (2 Кор.6,10)? Все самое великое, совершившееся в Церкви, было, пожалуй, делом тех, которые получили, может быть, только один талант: "Ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее" (1 Кор. 1,28). Почему бы и нам не показать миру, что может извлечь Бог и из нашей слабости и из нашего ничтожества? Счастливы мы, если Бог найдет нас отныне верными в малом, пока Он не поручит нам чего-нибудь большего, если найдет нас терпеливыми среди земных огорчений и неудач, пока не призовет наследовать уготованное нам Царство Небесное! Блажен тот, кого Отец Небесный, пришед, найдет бдящим и благодушным при всех земных невзгодах. Он осенит его вечной славой, даст ему радость, которую не может отнять никто и ничто (Ин. 16,22). Аминь.

 

Местное время

Рекомендуем посетить

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Сердобская Епархия

Православие.Ru

Православная социальная сеть «Елицы»

Православие в Украине

Пожертвовать

Кто на сайте

Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Храм иконы Божией Матери "Воспитание"
e-mail: site@hramspasska.ru