10.10.2017 К вопросу о причастии!
Архимандрит АРСЕНИЙ
КАК ЧАСТО ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНЕ ПРИЧАЩАЛИСЬ? *
Господь установил таинство Евхаристии, главным пунктом кото рого было Причащение Тела и Крови, и велел святым апостолам, а в лице их — всем верующим, всегда совершать это Таинство в Его воспоминание и вместе с тем всегда вкушать Его Тела и Крови. На первых порах так и было. Все сподобившиеся Крещения не только допускались к Причащению, но и обязаны были приступать к нему под опасением духовного наказания. Так, в Апостольских пра вилах (прав. 10-е) говорится: «Верные, не пребывающие во святом общении, должны быть отлучаемы как вводящие беспорядок в церкви», Тертуллиан пишет: «Многие думают, что во дни стояний не следует ходить к обедне, потому что стояние (пост) будто бы уже должно быть прекращено с принятием Тела Господня... Но ты приими Тело Господне и прибереги Его до времени, тогда у тебя и то и другое исправно (будет): и участвовал в жертвоприношении, и служебный долг исполнил» (De oratione, cap. VI). Из этих слов Тертуллиана ясно следует, что в его время присутствовавшие при совершении Евхаристии каждый раз получали Причастие. Святой Киприан, объясняя слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», под хлебом разумеет прежде всего Хлеб евхаристический. «И мы просим, — говорит он, — чтобы этот Хлеб был подаваем нам ежедневно, молясь, таким образом, чтобы нам, сущим во Христе и ежедневно принимающим Евхаристию в пищу спасения, не совершить какого-либо тяжкого греха, за который мы должны бы были подвергнуться отлучению и лишению приобщения сего небесного Хлеба и чрез то отделиться от Тела Христова». (О мо литве Господней, с. 205). Святой Иоанн Златоуст говорит: кто не при общается, присутствуя на литургии, тот этим самым обнаруживает свою принадлежность к разряду кающихся, ибо непричащающиеся суть кающиеся (Беседа 3-я на Поел, к Ефес). И как позванный на пир бесчестит пригласившего, если сядет за трапезу и не приобщится ее, так и присутствующий на литургии бесчестит Божественную трапе зу, удаляясь от нее (там же). Ясно, что и во времена святого Златоуста всякий верующий, присутствуя на литургии, мог всякий раз приступать к Причащению. О ежедневном Причащении говорят: блаженный Авгу стин (Письмо 118-е; Слово 26-е на Ев. Иоанна), блаженный Иероним (Письмо 50-е, к Паммахею), святой Амвросий. Последний пишет: «Принимай всякий день (евхаристический Хлеб), который всякий день тебя пользует. Так живи, чтобы всегда ты был достоин его принимать» (Дмитриевский, с. 55—56, § 52). Святой Василий Великий говорит: «Приобщаться каждый день и воспринимать Тело святое и Кровь Хри стову добро есть и полезно» (Письмо к Кесарии). Преподобный Нил Синайский (| 450) дает такой совет: «Воздерживайся от всякого рас тления и каждый день причащайся таинственной вечери; таким обра зом тело наше сделается Телом Христовым» (Творения Нила Син., ч. 2-я, с. 242). Из всех правил, запрещающих причащаться кающимся, также можно заключить, что все прочие верные в древнее время при ступали к Причащению (11-е и 13-е прав. Никейского Собора). Что ка- * Из брошюры «Древнехристианская практика причащения Святых Тайн в связи с современной в Православной Церкви». М., 1914, с. 19—22. КАК ЧАСТО ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНЕ ПРИЧАЩАЛИСЬ? 119 сается, в частности, совершителей таинства Евхаристии, то они при со вершении приношения должны были причащаться непременно под стра хом отлучения от общения церковного. И только представившие благо- словную причину непричащения извинялись (Апост. прав. 8-е и 9-е). Однако, нужно сказать, ежедневное Причащение на практике су ществовало недолго. С IV века и даже ранее этого оно стало лишь идеалом христианской жизни. Уже у святого Иустина Философа мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для Причащения, был день воскресный, или, как называет его святой Иустин, «день солнца» (Аполог. I, с. 92). Еженедельное Причаще ние в воскресные дни сделалось потом обычаем, имевшим место в продолжение многих последующих веков. Самый день воскресный на зывался днем Хлеба, ибо в сей день, изъясняет святой Иоанн Зла тоуст, во всем христианском мире был преломляем Хлеб (Беседа 5-я, о воскресении). Из «Луга духовного» Иоанна Мосха (| 622) можно усмотреть, что и в его время был еще в силе обычай причащаться в воскресные дни (см. главы 86, 106 и 161). Кроме воскресного дня, временем, когда христиане все старались принять Святые Дары, были дни памяти святых мучеников и день Пятидесятницы (Ветринский, с. 264). В Каппадокийской Церкви при Василии Великом христиане причащались 4 раза в неделю: в день воскресный, среду, пяток и суб боту (Письмо к Кесарии, 89). А из 49-го правила Лаодикийского Собора видно, что верующие во время поста каждую неделю дважды приобщались Святых Тайн, во всякое же другое время чаще. Временем, когда древние христиане по преимуществу духовно наслаждались Святыми Тайнами, была также седмица Воскресения Христова. Во всю эту седмицу, как это можно видеть из 66-го правила Шестого Собора, верующие каждодневно причащались. Но и этого частого Причаще ния, нужно думать, придерживались опять-таки не все христиане, а лишь лучшая часть их. По крайней мере святой Иоанн Златоуст (Бесе да 5-я на 1-е Поел, к Тимоф.) и святой Амвросий (см.: О таинствах, кн. 5, гл. 4) обличают тех, которые однажды в год причащались. К таинству Евхаристии, впрочем, говорит Златоуст, можно приступать недостойно, хотя бы и однажды в год. Чистота совести должна делать для нас время благоприятным к тому, чтобы приступать к святой тра пезе. Из этих слов святого Иоанна Златоуста можно заключить, что уже в его время христиане уклонялись от Причащения под предлогом недостоинства. Вопрос о достойном и недостойном принятии Святых Тайн выступил на первых же порах христианской эры. Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо, кто ест и пьет не достойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господ нем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 28—30). Из этого наставления Апостола, по всей вероят ности, постепенно развилась в сознании верующих мысль, что не во всяком состоянии нравственном можно приступать к Божественной трапезе — грех есть препятствие к этому. Уже сама Церковь рано ста ла предоставлять право самим христианам испытывать свое достоин ство и годность для Причащения. Так, Климент Александрийский в «Строматах» (кн. 1, гл. 1) говорит: «Некоторые предлагают каждому брать частицу Евхаристии, ибо каждому лучший судья его совесть — приступить ли к Евхаристии, или же уклониться». Или вот, например, правило: «Имевший нечистое сновидение да испытывает свою совесть и, если искушение от сатаны, должен причаститься (Дионисий Алекс, 4; Тимоф., 12). С другой стороны, при развитии жизни Церкви и цер ковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие ве рующим в тех или других случаях приступать к Причащению.