Духовная радость на нашем приходе!
Духовная радость на нашем приходе!
Милостью Божией , стараниями наших помощников из Москвы, в наш храм была передана частица мощей святителя Спиридона епископа Тримифунтского чудотворца, она была привезена из Рима(Италия).
Житие святителя Спиридона Тримифунтского. Память 25 декабря.
Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси как покровителя бедных, бездомных, страдающих.
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр.
О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.
После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора.
На Соборе святитель просил разрешения вступить в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Это решение смутило участников Собора, ибо что мог противопоставить необразованный святитель против блестяще эрудированного греческого философа, повергавшего самых талантливых ораторов?
Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что един есть Бог, сотворивший небо и землю, создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Своим Словом и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его. Мы веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с ним власти и чести, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице.
Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
По окончании Собора все разошлись по домам, и в это время умерла дочь святителя Спиридона Ирина.
К святому пришла одна женщина, которая сказала, что дала его дочери на хранение некоторые золотые украшения, которые теперь, очевидно, будут потеряны. Преподобный обыскал весь дом, но найти спрятанное не мог. Тогда он, тронутый слезами женщины, вместе с семьей подошел к гробу своей дочери и, обращаясь к ней, как к живой, спросил, где она спрятала украшения. И чудо — Ирина, словно пробудившись от глубокого сна, отвечала, указывая место, где хранится искомое.
После смерти Константина Великого, империя его разделилась на две части и восточная часть досталась его старшему сыну Констанцию.
Однажды он сильно заболел и врачи не могли исцелить его. Тогда он стал молиться к Богу, чтобы Тот просветил его и указал человека, способного излечить этот тяжкий недуг. Во сне он увидел Ангела, окруженного сонмом епископов, среди которых особенно выделялись два. Ангел сказал, что именно эти двое могут помочь императору. Тот, проснувшись, долго размышлял, кто же эти двое, ибо ничего о них не знал. Тогда Костанций решил созвать всех епископов из окрестных городов. Но среди них не было тех, кого он видел во сне. Тогда император созвал епископов из более отдаленных областей — и вновь не нашел увиденных в видении.
В третий раз император собрал епископов со всей империи.
Царский приказ достиг и города Тримифунта, и святой Спиридон со своим учеником Трифиллием отправился в Антиохию. Именно преподобного и его ученика и видел во сне больной император.
Итак, Спиридон, бедно одетый, с финиковым посохом в руках, с митрой на голове, с глиняным сосудом на груди (по обычаю жителей Иерусалима, в этом сосуде носили елей от святого Креста), как бедный странник, приблизился к воротам дворца.
Один из дворцовых служителей, богато одетый, счел святого за нищего и стал отгонять его, ударив при этом по щеке. Тогда святитель, помня слова Господа, смиренно подставил и другую щеку. И служитель понял, что перед ним не простой нищий, а епископ и Божий угодник и просил прощения у святого.
Едва преподобный вошел во дворец и коснулся головы императора, тот тотчас исцелился. Святитель с большой любовью заботился о своей пастве.
По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — ветром, исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Она была язычницей, не говорила по-гречески, никто не знал ее языка, поэтому она просто положила младенца у ног святого. И ее слезы были красноречивей всех слов. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй».
Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, что их весьма изумило.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», — писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя.
Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета. Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными.
Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».
Известен случай, когда на острове Кипр было бездожие и страшная засуха, за которыми последовали голод и мор. Небо заключилось и нужен был второй Илия, чтобы отверзнуть небо своей молитвой. И таким оказался святой Спиридон: по его молитве пошел обильный дождь, а земля дала богатый урожай, и после голода было великое изобилие. Но через несколько лет за грехи людские Господь вновь наказал ту страну голодом и лишь богатые хлеботорговцы радовались возможности продавать хлеб по завышенным ценам.
Был в то время в городе Тримифунте один хлеботорговец, который славился ненасытной жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Он закупил в разных местах хлеб, привез его в голодающий город, но не спешил продавать, ожидая, когда цены еще вырастут, чтобы получить большой барыш. И вот когда голод сделался всеобщим, он отпер свои житницы и стал продавать хлеб по самой высокой цене. Однажды к нему пришел один бедняк, который униженно просил дать ему хлеба, чтобы не умерла с голоду его семья. Но богач лишь смеялся над горем бедняка и отказался давать хлеб даром. Тогда несчастный пошел за советом и помощью к святому Спиридону. Тот утешил его и сказал, что завтра дом его будет полон хлеба, а немилосердный торговец сам будет умолять его и отдавать хлеб даром. И что же? Ночью пошел дождь, который был столь силен, что размыл житницы немилосердного сребролюбца, а весь хлеб унесло водою.
Утором бедняки собирали хлеб, разнесенный водою по дорогам, а хлеботорговец бегал с семьей по городу и умолял всем не дать ему из богача превратиться в нищего. Видя над собою несомненное наказание Божие, богач умолял бедняка брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.
Так Господь по молитве Своего угодника наказал богатого за немилосердие и избавил город от голода. Один знакомый святому земледелец обратился во время описанного выше голода к тому же богачу с просьбой одолжить ему до жатвы немного хлеба. У богача были и другие житницы, которые не погубил дождь. Но он не исцелился от своей скупости и снова отказал просящему. Тогда бедный земледелец пошел к святому Спиридону и поведал о своем горе. Тот утешил его, а наутро принес груду золота, сказав, чтобы он оставил это золото в залог, а после урожая он должен был выкупить это золото и вернуть его святому.
Земледелец был немало удивлен и тем, откуда взял святой Спиридон золото, и зачем его возвращать обратно. Когда же он с благодарностью вернул святителю золото, тот отправился с ним в сад, говоря, что золото надлежит отдать Тому, Кто дал его взаймы. Он положил золото у ограды и обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу. И золото стало змеей, которая извивалась и ползала.
Так святитель совершил как бы двойное чудо, обратив змею в золото, а затем золото снова в змею, как некогда Моисей превратил жезл в змия.
Провидел преподобный и тайные грехи людские. Однажды он остановился в доме одного человека, и женщина, находившаяся в незаконном сожительстве, решила, по обычаю, омыть святому ноги. Но святой запретил ей прикасаться к нему. Это он сделал не потому, что гнушался грешницей, ибо и Господь не отвергал мытарей и грешников, но для того, чтобы женщина раскаялась и устыдилась своей жизни. Она же настойчиво просила разрешения омыть святому Спиридону ноги. Тогда святитель кротко обличил ее. Женщина, удивленная тем, что самые тайные помыслы и поступки не скрыты от прозорливых очей этого человека Божия, пала к его ногам и омывала их своими слезами, раскаиваясь в тех грехах, в которых была обличена. И после этой встречи со святителем грешница совершенно исправилась и для многих служила примером.
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.
Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским.
Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мир Ликийских.
Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).