Неделя о мытаре и фарисее. 2019
Неделя о мытаре и фарисее. 2019
Сегодня в нашем храме была отслужена Божественная Литургия, Святых Христовых Таин причастилось 51 прихожанин.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Спаси Господи за Ваше пение, молитвы, причастников с причащением Святых Христовых Таин!
Вчера на вечерней службе уже прозвучали постовые песнопения: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". А сегодня в Евангельском чтении в Неделю о мытаре и фарисее Господь на что старается обратить наше внимание? Вспоминаем, с чего начинается притча? Вспоминаем Слово Божие. Итак, два человека вошли в храм помолиться. Не пообщаться, не поговорить, не повидаться, а обратиться к Богу.
Проповедей на эту тему много, и очень часто, мытарь - положительный, и им восхищаются, а фарисей - образ толстого, надменного, спесивого человека. Молитва фарисея: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю." Человек воздаёт хвалу Богу, плохо это? Нет, наоборот, он благодарен Богу, это ведь хорошо и похвально, но не хватает его порыву следующего: он не таков, потому что Господь его хранит от перечисленных грехов, получается, что он Им удерживается от этого. А сравнение с человеком, кто рядом - пренебрежительное, вот от чего Господь и нас предостерегает. Мытарь сосредоточился на одном, на одном прошении-раскаивании "Боже милостив, буди мне грешному!", он пришел каяться, ему нечем похвалиться перед Богом, НЕЧЕМ. У фарисея положительная жизнь, он соблюдает Закон и благодарит Бога (хотя бы так). А у мытаря-то что?.. Для нас, современных христиан, мытарь - некая жертва на фоне фарисея, а во времена Спасителя, в той обыденной жизни, эти люди вызывали ненависть, как первосвященников, так и у простого народа. Почему? Да потому что, если на современный язык перевести, это были коррупционеры и взяточники, обличенные властью, которые не видели народа и обирали его, проще говоря, грабили они народ. Притча нам показывает два персонажа, они оба выйдут из храма оправданными, но один более, другой менее, один за соблюдение Закона, а другой за ПОКАЯНИЕ.
Научимся ли мы, как фарисей стремиться соблюдать Закон (Учение Церкви), и не пренебрегать людьми, не считать себя лучше других? А это часто видишь в церкви, на службах, на приходах, когда складывается некая прослойка "особо приближенных", "правильных" прихожан, которые, с неким снисхождением относятся к тем, кого Господь в первый раз сознательно ввёл к Себе в дом. Дай Бог, нам выходить из храма оправданными, и желать стремиться быть христианином в повседневной, будничной жизни. Аминь.