Прощеное Воскресенье. 2019г.
Прощеное Воскресенье. 2019г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Спаси Господи за ваше пение, молитвы; причастников - с принятием Святых Христовых Таин!
Сегодня наступило Прощеное Воскресенье, мы приблизились к Великому Посту, времени, наиболее благоприятному для души, для духовного развития.
Сегодняшнее Евангельское чтение начинается со слов Спасителя: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Всего 2 предложения, а в них - наше будущее. Прощение = примирению. Падение первозданного человека начинается фактически с нарушения... ПОСТА. Творец просил (!!!) Адама, не приказывал, не заставлял, а просил, не ешьте... Вспомним в Книге Бытия (глава 2 ст.16,17): "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Видим ли мы приказ, запрет, угрозы? Их нет, есть любовь и забота. Так и Церковь заботится о своих чадах, когда устанавливает телесные посты для христиан.
Вернёмся к Адаму, ведь мы вспоминаем сегодня и его изгнание из Едэма. Адам и Ева пали, и поведение первых людей напоминает поведение детей, да и взрослых порой, т.е. они понимают, что нарушили, поступили плохо, НО, вместо того, чтобы попросить прощения у Господа, начинают себя оправдывать, перекладывая свою вину, на других: змия, на жену и на самого Творца. Вот слова Адама: " Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел", т.е. виноват Бог! Посмотрим далее, может, Ева была благоразумнее своего мужа? "И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела". Помогло ли это нашим праотцам? Нет, не помогло: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". Итак, дорогие, какой же урок нам всем надо извлечь? Здесь многое пересекается в поучении: и Вера с Доверием к Богу, и послушание, и то, как не надо себя вести, и как научиться нам покаянию.
У Фёдора Михайловича Достоевского в романе "Братья Карамазовы", старец Зосима говорит: "Каждый перед всеми во всем виноват." Какие эти слова жесткие и жестокие. А как часто приходится слышать? "Это не я, это он; это меня смутили, искусили, соблазнили"... И это не путь спасения, это - изгнание из Дома Божия, причем делаем это мы сами; сами в молитве "Отче наш" призываем себе приговор в словах: "И остави нам долги наша, якоже и мы (!!!) оставляем должником нашим". А потом удивляемся, за что же нам такое? Примирение, покаяние, послушание производят в душе человека смирение, приводящее человека Домой, возвращая человека в Эдем.
Вечером будет чин прощения. Я прошу и вас и себя самого, подойти не обрядно к этому чину, когда будем просить друг у друга прощения, вспомним наше недовольство друг другом, наши обиды и прочее. Совесть подскажет нам, и попросим, и простим, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение словами пасхальной стихиры: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".