Великий Четверг 2016г.
Великий Четверг 2016г.
Сегодня в нашем храме была отслужена Божественная Литургия Василия Великого. Святых Христовых Таин причастилось 102 прихожанина.
В 14-00 о.Иоанн принял участие в КДН по ЗП.
Вечером в 16-00 была отслужена утреня Великого Пятка с чтением 12 Страстных Евангелий!
Проповедь архимандрита Алипия(Светличного).
Господь входит в страдания, как в свое время в Иордан. Потому спрашивает Учеников: будете ли пить Чашу, которую Мне надлежит пить, будете ли креститься Крещением, которым Я крещусь?
И предлагает во время Вечери, в замен Чашу Жизни- Евхаристию.
Мы далеко не всегда чувствуем благодарность за эту Чашу. Мы принимаем ее как нечто должное и даже вынужденно-обязательное на пути христианина. Мы принимаем Хлеб и Вино и привычно произносим "Тело" и "Кровь"...
Любезные мои, Чаша эта содержит в себе такую неизглаголанную тайну, ЧТО ИЗРЕЧЬ О НЕЙ ЧТО ЛИБО ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Тонны книг написаны богословами и проповедниками о Евхаристической Чаше. Понятнее что ли стало от этого? Не зря старцы и среди них прежде всего преподобный Никодим Святогорец, говорят о том, что Чашу возможно познавать опытом, в котором любовь и чистота сердца соединяются в Литургии.
Много раз слышал, что частое Причащение Тайн Господних ведет к привыканию. И каждый раз удивлялся такому утверждению. Ведь, если механически причащаться, то наверняка такое и случится. Так стоять у станка и крутить педаль надоедает, разрушает всякую первичную романтику: "Вот бы педальку повращать!" А потом интерес угасает и вырождается в сплошное разочарование.
О Литургии так невозможно говорить! Литургия вся наполнена светом творчества, в ней молитвенные слова каждый раз звучат по разному, каждый раз находишь другие акценты, новые сочетания слов, они подчас уникальным образом попадают в ту или иную гармонию пения с клироса. Иногда наступает погодный полумрак и ощущаем, что он не лишний, пришел вовремя, а в другое время разливается по алтарю солнце, или по окнам весело бьет дождь. Бывает много людей до тесноты в храме, а подчас - полупустой храм. Радостные случаются поводы для служения Богу, но ведь часто и со скорбью приступаешь к Божественной Евхаристии. И это тоже так удачно вплетается в вечную Литургию , которая оказывается вне времени, но начинается в свое, назначенное Богу нами(!) время!
Как можно привыкнуть к Причастию? Впрочем, смотря что понимать под словом "привыкнуть". Если безразличие в отношении Чаши, то мне это странно. Это как привыкнуть, например к жизни: жить да и жить, а там и депрессия уже на носу. Потому что не видеть разнообразия жизни, не видеть в ней смысла угашает саму жизнь.
Но можно привыкнуть к соединению святым Тайнам, как навык праведный Иоанн Кронштадский. Он привык к Причастию, как к ритму своей жизни. Его жизнь стала называться заглавием книги "Моя жизнь во Христе". Ежедневная Литургия давала ему кровоток в организме души и он удивлялся: как можно не любить молиться на Литургии? Ведь происходит встреча со Христом?
А что вы намерены делать по смерти в Царстве Божием? Если не желаете здесь, на земле встречаться с Господом, то что тогда делать ТАМ? Ведь, если Христос- не смысл жизни здесь, то там, где Он, наше ли место? Какую еще радость мы найдем в Новом Иерусалиме?
Чаша, которую Иисус Христос предложил на Тайной вечере, есть образ Его страдания, но - Чаша Жизни! Потому что Его страдания становятся Воскресением. И это, пожалуй, главное, что исповедует в Литургии Православная Церковь, отказавшись от латинской мертвенной пресной облатки, введя в Литургическую практику хлеб вскисший, живой, знаменующий Воскресение. Церковь, в отличие от римо- католиков, смело соединяет с Кровью Тело для Причастия верных. Ведь это символизирует течение в венах жизни.
И не с тем, чтобы упрекнуть последователей Западного обряда, но с радостью о нашем, подчеркну, что Церковь смиренно, но уверенно действует Духом Святым в Литургии, призывая Его на Святые Дары. И в этом своя веселость, разлитие радости: Дух животворит!!! И мы вступает в эту новую жизнь, проходя течение жизни ветхой.
В Литургии старость не заметна и молодость не приоритетна. В Литургии Чин и творчество живут как добрые супруги. А Тело и Кровь - истинные пища и питие! И всегда новые и всегда обновленные, но всегда все те же - от Тайной вечери, от рук Господних.
"Вкусите и видите яко благ Господь..." Только опытом Литургии можно любить Евхаристию. И, если недостает в жизни любви, если в мире мрак, то Литургия всегда светоносна, она всегда преисполнена любовью. И это от Чаши сегодня для нас звучат слова с которыми обратился Спаситель к убитой горем сестре Лазаря: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" (от Иоанна гл.11 ст.25-26)
"Не умереть вовек"- говорит Тот, Кто Сам отправляется на казнь и смерть. Потому что Любовь не просто крепка как смерть, Любовь превосходит смерть и даже, если пророчества прекратятся, любовь не престанет, как говорит апостол Павел.
Смерть Страдальца- только начало нашей жизни в Нем. "Веришь ли сему?"
И Евхаристическая Чаша - источник любви нашей к Богу и друг другу. Она не абстрактна, не философична. Чашей с нами соединяется Бог. И вне ее все делано, все искусственно.
Как к такому привыкнуть? Пожалуй, тут только можно восторгаться бесконечной красотой и величием предложенных Тайн. Не познаваемых, но осозноваемых.
"Чашу Христову приимите, источника бессмертия вкусите"!