Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Традиции католической иконописи

Традиции католической иконописи 8 года 8 мес. назад #73

  • Father
  • Father аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 34
  • Спасибо получено: 9
  • Репутация: 1
Тема касается иконописной традиции Западной Церкви до и после раскола
Слава Богу за ВСЁ!!!!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Традиции католической иконописи 8 года 8 мес. назад #75

  • KoT
  • KoT аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 13
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: 0
Когда-то, "Н" лет назад, еще на заре воцерковления, посещая Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве обратил внимание на изображения Божией Матери и святых. Вернее мое внимание привлекла трансформация нимба над головой. Сейчас действует сайт музея (www.arts-museum.ru), проиллюстрирую что я имею ввиду.


www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and.../index.php?coll=9388

Итак, XIII в. Прошло два века после отпадения Католической Церкви. Однако, как мы видим, икона имеет вполне православный вид. Здесь мы видим основные особенности, отличающие икону от картины: 1) условность изображения, 2) обратная перспектива (см. трон); 3) отсутствие внешнего источника света (светится само изображение); 4) символизм цветов; 5) одновременность изображения не так очевидно, так как сюжет иконы - Божия Матерь на троне. Об отличии иконы и картины здесь: azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_kartina-all.shtml

Но, как я уже сказал, мое внимание привлекли нимбы. На приведенной иконе нимбы изображены в традиционном для православной иконы стиле - окружность вокруг головы. Нимб это символическое изображение благодати Св. Духа, исходящей от Бога (по природе) или святого (по благодати). Понятно, что реалистично изобразить то, что не материально невозможно. Поэтому нимб - исключительно символ. И если в Православии изображение нимба сохраняет свою символичность (плоский, не имеет перспективы, однороден и т.д.), то в Католичестве он со временем все более изменяется.

XV в.:

www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and.../index.php?coll=9388

Уже в XVв., как мы видим, нимб становится "материальным", приобретает форму некоего "предмета" над головой. Можно поискать наиболее ранние иконы РКЦ, на которых нимб "материализуется".

Вывод? Католичество, отпав от благодатного дерева Церкви, стало институтом, обслуживающим религиозные запросы своих членов. Со временем функция спасительного ковчега, "везущего" человека в Царство Небесное сквозь житейское море Католичеством теряется, приобретается служение миру сему и всему, что в нем.
Ора, гдэ ты?! (ср. Быт.3:9)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Традиции католической иконописи 8 года 8 мес. назад #76

  • KoT
  • KoT аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 13
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: 0
На сайте музея нашел хорошую иллюстрацию одной из форм влияния западной традиции нашу иконописную традицию.


www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and.../index.php?coll=9388
Святая Вероника, конец XVII в.

Как мы видим - изображение имеет объем, нимб максимально изображает свечение (теряется символизм).
Ора, гдэ ты?! (ср. Быт.3:9)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Традиции католической иконописи 8 года 8 мес. назад #77

  • Father
  • Father аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 34
  • Спасибо получено: 9
  • Репутация: 1
После разделения еще долго сохранялись традиции
Слава Богу за ВСЁ!!!!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Традиции католической иконописи 8 года 8 мес. назад #78

  • KoT
  • KoT аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 13
  • Спасибо получено: 5
  • Репутация: 0
О! На подшефном сайте музея им. Пушкина нашел объяснение от профессионалов описываемому явлению (трансформации изображений на католических иконах):

В эпоху Средневековья живопись Италии развивалась в тесном контакте с искусством Византии, однако постепенно, со второй половины XIII века, здесь формируется искусство нового типа, по отношению к которому нередко используют термин «проторенессанс», то есть «предвозрождение».
www.italian-art.ru/canvas/8-14_century/index.php

Там же (по ссылке) можно убедиться, что Католичество до XIIIв. сохраняло православный взгляд на икону.
Ора, гдэ ты?! (ср. Быт.3:9)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

© Храм иконы Божией Матери "Воспитание"
e-mail: site@hramspasska.ru