Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Символизм в иконописи

Символизм в иконописи 8 года 8 мес. назад #91

  • Father
  • Father аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 34
  • Спасибо получено: 9
  • Репутация: 1
Символика жестов

Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Наверх

Символика вещей

Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:
Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.
Наверх

Изображение церковных таинств

Сосуд с водой – таинство крещения.

Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.

Чаша и дискос – таинство причащения.

Два глаза – таинство покаяния (исповеди).

Рука благословляющая – таинство священства.

Рука, держащая руку – таинство венчания.

Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).
Слава Богу за ВСЁ!!!!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Символизм в иконописи 8 года 8 мес. назад #92

  • Father
  • Father аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 34
  • Спасибо получено: 9
  • Репутация: 1
Символика цвета в иконе

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в сво¬ем месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда ви¬ден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон. Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий. И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий - это Небесный цвет (символ Неба). Темно-красный цвет одежд Богородицы - символ Богоматеринства. У Спасителя синий гиматий - символ Его Божественности, а темно-красный хитон - символ Его человеческой природы. Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень
Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца - это "Свет", знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист - графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон - это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир. Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан. Кстати, отец Флоренский писал: "Все иконописные образы рождаются в море благодати и они очищены потоками божественного света. С золотом творческой красоты иконы начинаются и с золотом освященной красоты иконы заканчиваются. Написание иконы повторяет главные события Божественного творчества: от абсолютного небытия к Новому Иерусалиму, священному творению".
Вы можете подробнее ознакомиться с символикой цвета в иконописи, прочитав фрагмент очерка князя Е.Н.Трубецкого «Два мира в древнерусской иконописи».(ознакомиться можно по ссылке «Два мира в древнерусской иконописи»
Слава Богу за ВСЁ!!!!
Последнее редактирование: 8 года 8 мес. назад от Father.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Символизм в иконописи 8 года 8 мес. назад #93

  • Father
  • Father аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 34
  • Спасибо получено: 9
  • Репутация: 1
Иконография Спасителя

Центральным образом древнерусской иконописи является образ Спасителя – воплотившегося Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Сына. Святой евангелист Иоанн свидетельствует: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14) и «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). То есть Иисус Христос – единственный образ Бога, Его Икона.

В раннехристианские времена существовало множество изображений Христа, в том числе в виде рыбы и агнца, но в настоящее время существуют два типа Его изображения: в виде Вседержителя или Царя, а также в том виде, в котором Он совершал Свое земное служение (в том числе в виде младенца).
На иконах Спасителя можно узнать по особому нимбу – на нем хорошо заметен крест с вписанными греческими буквами, означающими в переводе имя Божие – «Сущий». Также Спасителя можно узнать и по одежде – обычно это красный хитон (рубаха) снизу и синий гиматий (накидка) сверху. Красный цвет хитона символизирует человеческую природу Христа, а синий цвет гиматия – Божественную.

Часто на иконах Спаситель изображается с книгой, символизирующей спасительное учение, с которым Христос пришел в мир. Книга может быть раскрытой или закрытой, при этом раскрытая книга содержит цитату из Евангелия.

Иконы Спасителя относятся к пяти основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный
На иконе изображается только Лик Христа. Источником иконографии такого типа служит христианская реликвия – нерукотворный образ Христа, запечатленный, по преданию, для царя Эдессы Авгаря: Христос умыл Лицо и отер его платом (убрусом), на котором осталось изображение Лика.

2. Спас Вседержитель (Пантократор)
Центральный образ в иконографии Спасителя. На иконах такого типа Он предстает как Небесный Царь и Судия, может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

3. Спас на престоле
Иконы этого типа сходны с иконами Спаса Вседержителя, но Христос всегда изображается в полный рост, восседающим на престоле (в знак царственной славы и достоинства Христа).

4. Спас в силах
В иконостасе православного храма это центральное изображение Христа. Иконографически изображение сходно с типами «Спас Вседержитель» и «Спас на престоле», но отличается более развернутой символикой. Христос изображается на престоле в полный рост, фон иконы составляют красный ромб (символ человечества Христа и земного мира) и синий овал (символ Божества Христа и Царства небесного). Самим наименованием образа "Спас в силах" выражена богословская идея – явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире.

5. Спас Эммануил
На иконах этого типа Христос предстает в образе отрока. Источником иконографии служит повествование евангелиста об Отроке Иисусе в Иерусалимском храме (Лк. 2:41-52). Само имя «Эммануил» означает «с нами Бог».
Слава Богу за ВСЁ!!!!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Символизм в иконописи 8 года 8 мес. назад #94

  • Father
  • Father аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 34
  • Спасибо получено: 9
  • Репутация: 1
Иконография Божией Матери

В православном церковном календаре на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери. Такое богатство иконографии Богородицы является свидетельством Ее глубочайшего почитания в народе, благодаря особой роли Ее как заступницы перед Господом за весь род человеческий. По преданию, первые иконы Божией Матери были написаны святым евангелистом Лукой. Некоторые из икон Богородицы были явлены чудесным образом.

Во все времена иконописцы пытались передать лику Пресвятой Девы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Лиричность, просветленность и отрешенность —главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

На иконах Божия Матери изображается в мафории (накидке, покрывающей голову) красного цвета (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обычно голубые (символ Ее небесной чистоты). Важной деталью одеяния Богородицы являются поручи — деталь облачения священников, символ сослужения Божией Матери Первосвященнику Христу.

На челе и плечах Богородицы как правило изображаются три золотые звезды в знак Ее приснодевства (Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою). Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы.

В иконографии Божией Матери выделяются 5 основных типов:

1. Елеуса («Умиление»)
Этот иконографический тип восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему Православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы, выражающая не только любовь матери к своему ребенку, но и любовь Творца, отдающего Самого Себя во искупление греха Своего творения – человека.
Из икон этого типа в России наиболее известны иконы Владимирская, «Взыскание погибших», Донская, Федоровская.

2. Одигитрия («Путеводительница»)
«Я есть путь и истина и жизнь», – говорит Христос (Ин.14:6). Об этом свидетельствует и рука Божией Матери, указывающая на Младенца на иконах этого типа. Младенец Христос на руках Богоматери обращен к нам с благословляющим жестом.
Наиболее известные иконы этого типа: Смоленская, Казанская, Иверская, Тихвинская

3. Оранта («Молящаяся»)
Здесь Богоматерь изображается как правило в полный рост с воздетыми в молитвенном обращении к Богу руками. На Ее лоне, на фоне круглой сферы изображается Спас Эммануил.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря (в конхе).
Наиболее распространены в России иконы этого типа «Знамение» и «Нерушимая Стена».

4. Панахранта («Всемилостивая», Богородица на престоле)
Божия Матерь изображается в полный рост, восседающей на престоле с Богомладенцем на руках. Престол символизирует царственное достоинство Пресвятой как совершенной из людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".

5. Агиосортисса («Заступница»)
Особенность этого типа богородичных икон – изображение Божией Матери без Младенца. При этом Богородица изображается, как правило, со свитком в руках, обращенной вправо в молитвенной позе. В православном храме этот образ помещается в деисусном ряде («деисус» – по-гречески «моление») слева от иконы «Спас в силах».
.
Слава Богу за ВСЁ!!!!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

© Храм иконы Божией Матери "Воспитание"
e-mail: site@hramspasska.ru