Сегодня в нашем храме была отслужена Божественная Литургия, на которой Святых Христовых Таин причастилось 49 прихожан.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Спаси, Господи, за ваши молитвы, за пение.
Сегодня Православная Церковь вспоминает притчу о блудном сыне, сюжет которой, наверное, чаще других был использован авторами в своих произведениях, не только в духовной области, а также и в искусстве. Наиболее, на мой взгляд, яркий пример в живописи - это Рембрандт Харменс ван Рейн, который написал две картины на этот евангельский сюжет: "Блудный сын" (автопортрет) и "Возвращение блудного сына". Советский композитор С. Прокофьев пишет музыку к балету "Блудный сын". Как видим, смысл этой притчи очень близок человечеству! И, если исторически она была знакома современникам Спасителя, то не знакома другим народам, и евангелист Лука, писавший Евангелие для греков, знакомит с ней и нас.
Сюжет настолько пронизывает человеческую сущность, что разбирать и говорить на эту тему не хватит и дня. Поэтому с Божией Помощью, насколько можно, сейчас попробуем.
Какая же история у этой притчи?
В иудаизме, эта притча ассоциируется со Страшным Судом и надеждой на последний крик, на новый год (Рош-Ха-Шан) звучит шофар, трубный глас, призывающий к покаянию. И теперь сам сюжет... Иудаизм того времени предполагал, что еврейский народ делится на старших детей и младших. Старшие дети – это, естественно, священники и левиты, те, кто может войти в Святая Святых. Кроме того, это люди, живущие изучением Священного Писания: книжники и фарисеи. Они просто вторые после Бога в Израиле. А младшие дети – это т.н. народ земли, т.е. простые евреи, рыбаки, плотники, торговцы и ремесленники, люди, живущие плодами рук своих. У них нет большого количества времени, чтобы изучать Закон, поэтому они нуждаются в наставлении и помощи старшего брата. В таком прочтении получается, что ничего хорошего с младшим сыном в дальней стране и не должно было произойти, потому что, какую часть понимания Закона он не унеси с собой, без помощи и поддержки старшего брата, он и сможет вести только беспутную жизнь!
Блудный сын, намыкавшийся на чужбине, промотал там не только состояние, здоровье и честь - он потерял в странствиях самого себя. Блудный сын забывает близких, отвергает семейные традиции и теряет даже родной язык. И вот, потерянный, жалкий, униженный сын, чтобы привлечь внимание отца, и дать знать о себе, от безысходности начинает вопить. "Блудный сын не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос". И его горестный крик-вопль привлекает внимание отца.
Теперь вы узнали историческую предпосылку, и вернемся к притче, которую Спаситель обращает ко всем христианам, т.е. и к нам с вами, к тем, кого Господь собрал в этот день в нашем храме.
Основное действие притчи начинается с преступления младшего сына и обнажает проблему отцы-дети. Младший сын, вопреки традициям, вопреки Закону, хочет и фактически требует себе часть наследства, которое упорным трудом многих поколений собиралось, он просит не для развития и приумножения, он хочет получить и уйти, жить так, как он считает правильным. Осуждаем мы этот поступок? Конечно, вон чего задумал! Вспомним себя, и то, как мы шли и идём на поводу "хочу", "вынь и положь" своих детей и внуков. Мы считаем и думаем, что нами движет любовь к чадам, что мы сами многого были лишены, так пусть у детей все будет лучше, и поощряем потребительство их.
Простите, что отвлекся, вернемся к отцу и сыну: обратите внимание на поведение отца, сколько ему боли в сердце, но он не держит и не останавливает безумство сына, он даёт ему свободу. Вы можете возразить - вот, батюшка, а вы ранее говорили: "на поводу у хочу". Да, говорил, но здесь не на поводу. Здесь даётся свобода выбора - вот то, что ты просишь, иди, распоряжайся. Будь это на поводу капризов сына, то он бы отправил слуг вслед ему, чтобы чадо не терпело лишений и не нуждалось, он этого не сделал, но он его ЖДАЛ. Трудился со старшим сыном и ждал. Мог старший сын последовать примеру младшего? Конечно, мог, но он остался с отцом и трудился с ним на благо семьи.
Младший сын ушел в страну далекую (страна без Бога), страну увеселений, прожигания жизни, где всё, что он получил от трудов нескольких поколений, было проедено. И в период испытаний младший протрезвел духовно, т.е. испытания и лишения не всегда наказание, как считают люди не верующие, а есть и среди верующих такое мнение, испытание голодом и унижением пробуждают душу. Как росток прорывается к солнцу через асфальт или камень, так прорвалась и душа младшего сына, и он ЗАХОТЕЛ и пожелал вернуться. Теперь отступление, вспомним, с каких служб наша Церковь начинает готовить нас к Великому посту? Первая такая неделя посвящена кому? Закхею мытарю, который захотел увидеть Христа, еще раз повторю, ЗАХОТЕЛ, вот и младший сын захотел вернуться. Вопрос: с чем или зачем вернуться? Может, попросить денег еще, как это часто принято, когда дети в плену страсти алкоголизма или наркомании тащат из дома всё до последнего? Нет, и еще раз нет. Вот как описывает нам евангелист Лука: "встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим;прими меня в число наемников твоих"... Фактически мы слышим молитву мытаря. И встал и пошел, т.е. желание облеклось в действие.
Отец его ждал, ждал каждый день и, несмотря на возраст, выходил на дорогу, по которой уходил его сын, и верил в его возвращение, верил Богу, что Он не оставляет неуслышанными молитвы родителей о детях... И появление на горизонте человека, который мало чем напоминал сына, не стало для него удивлением, он поспешил ему навстречу, голодному, оборванному, униженному и презираемому. Вот она настоящая любовь и плоды этой любви! Спасение и радость о спасении. Отец восклицает радостно: "ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться. Как мы радуемся, если наши дети стараются исправляться, сколько радости внутри, когда они выздоравливают после болезни, как радуется сердце матери и отца. А здесь - воскрешение души. Праздник!
Но притча на этом не заканчивается; возвращается с трудов старший сын и слышит звуки праздника, он удивлён, ведь когда он уходил на работу отец ничего не говорил, и повода не было. Мальчик слуга сообщает ему, твой младший брат вернулся, и отец ему рад. Попробуем поставить себя на место старшего, сколько внутри поднимается негодования и обиды, и с точки зрения общественной морали мира, это негодование справедливо(!!!). Старший не оставил в одиночестве своего престарелого отца, не разворовал и не прокутил наследство предков, он день и ночь рядом с отцом и в трудах, у него не было даже возможности отпраздновать с друзьями праздники. Поистине, это трагедия внутри сердца, и эта трагедия очень часто в нашей жизни происходит, в нашем быту, в родственных отношениях. Старший сын не хочет даже заходить в дом, настолько ему больно, обидно, настолько гнев клокочет в сердце. Это состояние не могло укрыться от отца, для которого они оба его сына, и он уже принимает на себя, на своё сердце весь удар этого справедливого гнева. Но посмотрите, как он это делает?.. Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
На этих словах притча заканчивается... Спасение погибающей души и радость об этом спасении, спасение души, сделавшей было шаг к погибели. Всё спасается Любовью!
Сегодня в нашем храме была отслужена Божественная Литургия, Святых Христовых Таин причастилось 51 прихожанин.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Спаси Господи за Ваше пение, молитвы, причастников с причащением Святых Христовых Таин!
Вчера на вечерней службе уже прозвучали постовые песнопения: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". А сегодня в Евангельском чтении в Неделю о мытаре и фарисее Господь на что старается обратить наше внимание? Вспоминаем, с чего начинается притча? Вспоминаем Слово Божие. Итак, два человека вошли в храм помолиться. Не пообщаться, не поговорить, не повидаться, а обратиться к Богу.
Проповедей на эту тему много, и очень часто, мытарь - положительный, и им восхищаются, а фарисей - образ толстого, надменного, спесивого человека. Молитва фарисея: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю." Человек воздаёт хвалу Богу, плохо это? Нет, наоборот, он благодарен Богу, это ведь хорошо и похвально, но не хватает его порыву следующего: он не таков, потому что Господь его хранит от перечисленных грехов, получается, что он Им удерживается от этого. А сравнение с человеком, кто рядом - пренебрежительное, вот от чего Господь и нас предостерегает. Мытарь сосредоточился на одном, на одном прошении-раскаивании "Боже милостив, буди мне грешному!", он пришел каяться, ему нечем похвалиться перед Богом, НЕЧЕМ. У фарисея положительная жизнь, он соблюдает Закон и благодарит Бога (хотя бы так). А у мытаря-то что?.. Для нас, современных христиан, мытарь - некая жертва на фоне фарисея, а во времена Спасителя, в той обыденной жизни, эти люди вызывали ненависть, как первосвященников, так и у простого народа. Почему? Да потому что, если на современный язык перевести, это были коррупционеры и взяточники, обличенные властью, которые не видели народа и обирали его, проще говоря, грабили они народ. Притча нам показывает два персонажа, они оба выйдут из храма оправданными, но один более, другой менее, один за соблюдение Закона, а другой за ПОКАЯНИЕ.
Научимся ли мы, как фарисей стремиться соблюдать Закон (Учение Церкви), и не пренебрегать людьми, не считать себя лучше других? А это часто видишь в церкви, на службах, на приходах, когда складывается некая прослойка "особо приближенных", "правильных" прихожан, которые, с неким снисхождением относятся к тем, кого Господь в первый раз сознательно ввёл к Себе в дом. Дай Бог, нам выходить из храма оправданными, и желать стремиться быть христианином в повседневной, будничной жизни. Аминь.